Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Аудит и бухгалтерский учет товарных операций в предприятии малого бизнеса

Аудит и бухгалтерский учет товарных операций в предприятии малого бизнеса 8 года 1 мес. тому назад #1095

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Актуальность настоящей дипломной работы обусловлена следующими положениями. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменяются формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Ныне предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесения амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятий, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.
Предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном законодательством. Налоговые и иные государственные органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере необходимости в пределах своей компетенции.
Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которой могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвала необходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита, который осуществляется гражданами-предпринимателями и предприятиями.
Целью дипломной работы является изучение существующего порядка учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП) и разработка предложений по их совершенствованию.
В соответствие с поставленной целью в работе решены следующие задачи: проанализирована нормативная база бухгалтерского учета и аудита на малых предприятиях; изучены теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций в МП. В дипломной работе охарактеризована работа и организация бухучета и аудита на конкретном малом предприятии ООО "МЕЛРОУС", проанализировано состояние учетного процесса и внутреннего контроля ООО "МЕЛРОУС". Также определен сложившийся механизм аудиторского контроля в ООО "МЕЛРОУС". Разработаны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета, связанные с механизацией, переходом к работе с новым планом счетов и представлены рабочие документы аудитора, соответствующие аудиторским стандартам.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В 1 главе предоставлены материалы, характеризующие теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия.
В 2 главе предоставлены материалы по организации учета и аудита товарных операций в ООО "МЕЛРОУС".
В 3 главе сформулированы предложение по совершенствованию учета и аудита товарных операций в ООО "МЕЛРОУС".
При написании дипломной работы были использованы труды российских и западных экономистов, действующие нормативные документы.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП)
1. Нормативное обеспечение
Осуществляемый на каждом предприятии учетный процесс включает в себя документацию, документооборот, учетную регистрацию, формы учета и отчетность. Хотя в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, управляющим органом по осуществлению технологического учетного процесса является учетный аппарат в лице главного бухгалтера. Именно главный бухгалтер в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на него Законом о бухгалтерском учете. Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными документами, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета. От того, насколько грамотно в учетном процессе используются нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет в России, зависит эффективность функционирования учетной службы на предприятии.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.
Первую группу документов составляют Законы, указы Президента, постановления Правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. К этой группе документов относятся: Гражданский кодекс РФ (1-я и 2-я части), ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ФЗ от 14.06.96 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", ФЗ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др.
Вторую группу системы нормативного регулирования составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета.
В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие Положения:
– Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утверждено Приказом МФ РФ от 28.07.94 № 100;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утверждено приказом МФ РФ от 20.12.94 № 167;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утверждено приказом МФ РФ от 13.06.95 № 50;
– Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утверждено приказом МФ РФ от 8.02.96 № 10;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств (ПБУ 4/97), утверждено приказом МФ РФ от 03.09.97 № 654.
Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т. п. Основными из них являются:
– План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (со всеми изменениями и дополнениями). Утверждены приказом МФ СССР от 01.11.91 № 56.
– О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях (письмо МФ РФ от 24.07.92 № 59);
– О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций и операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо МФ РФ от 30.10.92 № 16-05/4);
– Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий (письмо МФ РФ от 23.12.92 № 117);
– Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо МФ РФ от 30.12.93 № 160);
– О сражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности (письмо МФ РФ от 24.01.94 № 7);
– Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительствами РФ от 1.07.95 № 661 и от 20.11.95 N" 1133);
– О квартальной бухгалтерской отчетности (Приказ МФ РФ от 03.02.97 № 8);
– О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (Приказ МФ РФ от 15.01.97 № 2);
– О годовой бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 12.11.96 № 97);
– О формировании годовой бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 21.11.97 № 81 н) и другие.
Документами 4-го уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Аудит. В течение последних трех-четырех лет в России проводятся аудиторские проверки, интенсивно готовятся кадры аудиторов, но все это до принятия Указа Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993г. [Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52.] не имело под собой должной правовой основы. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные этим Указом, подвели юридический фундамент под деятельность аудиторов, легализовали их профессиональную подготовку. До этого работа аудиторских фирм осуществлялась лишь на основе стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита зарубежных стран. Стандарты – правила ведения финансового учета и составления отчетности с целью отражения эффективности финансовых решений, принятых за отчетный период компанией, которые отражают ее положение на рынке (в том числе и ценных бумаг). Они являются определенного рода юридически закрепленным консенсусом различных субъектов рыночной экономики и разрабатываются, исходя из накопленного опыта, практической необходимости, результатов научных исследований, здравого смысла, традиций и других подобных факторов.
Что же из себя с правовой точки зрения представляют стандарты бухгалтерского учета и аудита? Отметим, что хотя на Западе различаются стандарты по бухгалтерскому учету и по отчетности и аудиту, но правовая природа их одинакова. Более того, они неразрывно связаны между собой, так как аудитор, занимаясь проверкой, обязательно должен знать стандарты учета и отчетности. На первом заседании Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ обсуждалась концепция системы нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в России. Для определения сферы его правового регулирования необходимо выделить, как отмечает М.А. Волович, [В Методологическом совете по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет, 1994, № 6, 58-59.] три вида учета, применяемых сейчас на предприятиях: финансовый, производственный (управленческий) и налоговый. Управленческий учет обслуживает внутренние потребности предприятия, его результаты, в отличие от финансового не служит удовлетворению потребностей внешних пользователей. Предлагается четырехуровневая система правового регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень – закон о бухгалтерском учете, который непосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право.
Второй уровень составляют акты Правительства России, других исполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требования законов.
Третий уровень – стандарты по учету и отчетности, в которых должны быть определены основные принципы ведения бухгалтерского учета. [Нидлз Б. и др. Принципы бухгалтерского учета /Под ред. Я.В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1993, с. 29.] Задача стандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учета на отдельных его участках.
Наконец, документы четвертого уровня – рекомендации, которые обеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель – реализовать учетный процесс с использованием прогрессивных приемов и рациональных способов работы.
Изложенная систематизация нормативных актов, на мой взгляд, в целом правильно ориентирует правовое регулирование бухгалтерского учета в России. Отметим лишь, что место и соподчиненность закона о бухгалтерском учете с другими актами хозяйственного права следует определить не в самом этом законе, а в хозяйственном (предпринимательском) кодексе. Основное же замечание касается определения роли и природы стандартов бухгалтерского учета. В позиции М.А. Воловича более четко (по сравнению с пониманием Т.Б. Крыловой) [Крылова Т.Б. Финансовый менеджмент. – Финансовая газета, 1999, № 21, с. 14.] определяется стандарт как вид правового акта – "стандарты должны раскрыть в терминах и понятиях закрепленные в законе правовые нормы". Другими словами, стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита – это разновидность нормативного акта, утверждаемого органами государственного управления. Такой подход просматривается в нормативной практике Германии и Франции, где основные принципы и правила бухгалтерского учета изложены в правовых актах, что характерно и для России. Конечно, роль профессиональных бухгалтерско-учетных организаций в подготовке документов никто не умаляет, но стандарты в континентальной Европе – это скорее набор или "кодекс" норм профессиональной этики и деловых обыкновений.
В.Д. Новодворский [Бухгалтерский учет, 1998, № 6, с. 59.] отмечает, что в СССР была хорошая нормативная документация для государственных предприятий и, может быть, часть ее надо обновить, но на 70% она пригодна для использования и сейчас. Из обсуждения на упоминавшемся Методологическом совете складывается понимание стандартов как разновидностей нормативных актов, что особенно ярко проявилось при представлении первого подготовленного стандарта по учетной политике. Он служит основой того, каким образом предприятие должно подойти к выработке своей учетной политики, как должна строиться бухгалтерская отчетность. Сами принципы учета не меняются, но правила учета могут быть реализованы различными способами.
Состояние правового регулирования бухгалтерского учета и аудита позволяет утверждать, что главное сейчас – не разработка стандартов, а подготовка и принятие закона об аудиторской деятельности и других правовых актов, которые точно определяли бы сферу применения аудиторской проверки, содержание, объем и форму бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, указали бы случаи обязательного аудита, отграничили бы функции независимого вневедомственного финансового контроля от форм государственного контроля (ревизия), и прежде всего налоговых органов.
Временные правила определяют аудиторскую деятельность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления. На наш взгляд, таких аудиторских проверок быть не может, так как проверки организуются на началах диска и имущественной ответственности, что к органам власти не применимо. Для этого существуют специально уполномоченные лица и органы, прежде всего КРУ Министерства финансов РФ.
Кстати, п. 4 Временных правил предусматривает осуществление финансового контроля за деятельностью экономических субъектов специально уполномоченными на то государственными органами. Следует четко установить в законе об аудиторской деятельности, что финансовый контроль осуществляется за предпринимательской деятельностью предприятий и проводится только независимыми аудиторами. Финансовая же отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства органов государственной власти и управления, местного самоуправления должны контролироваться Счетной палатой, Министерством финансов РФ и другими государственными органами по правилам и процедурам ведомственного финансового контроля.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
Аудиторская проверка в полном объеме может проводиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг (п. 9 Временных правил). Только орган, уполномоченный осуществлять управление государственным или муниципальным имуществом, вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Так, в постановлении Правительства РФ "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" от 10 февраля 1994г. предусмотрено, что Госкомимущество России, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки.
Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется ее правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию (ч.III п/п "г" п. 14 Временных правил). В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства и третьих лиц (ч. III п/п "б" п. 18 Временных правил). [Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 593.]
Таким образом, выводы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других правовых актов Российской Федерации. Не случайно Временные правила допускают к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности лиц, имеющих экономическое и юридическое образование. Это требование лежит в русле реализации задач по формированию правового государства в России, повышению роли Закона в предпринимательской деятельности. Его надо понимать в том смысле, что выборочные знания бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, организации и техники аудита, финансового менеджмента без сопоставления их с требованиями соответствующих норм права не могут достичь основных целей аудиторских проверок. Конечно, в условиях, когда в России отсутствует развернутое и детальное законодательство о бухгалтерском учете и отчетности, аудите, регламентация совершения аудиторских действий подменяется слепым следованием требованиям разнородных чужестранных систем стандартов, может сложиться и возобладать мнение, что знания хозяйственного права не нужны и аудитом могут заниматься также лица, имеющие инженерное или иное образование. Отголоском, к сожалению, нигилистического отношения к праву служат даже составы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и ее консультативного совета, в которых нет ни одного представителя юридического академического или учебного института, хотя согласно Положению о комиссии, утвержденному распоряжением Президента от 4 февраля 1994г., консультативный совет вырабатывает для комиссии и принимает участие через своих представителей в ее заседаниях, связанных с обсуждением проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Сопоставление п. 3, 5, 9 Временных правил позволяет утверждать, что аудиторская проверка – необходимый элемент аудита и один из видов аудиторской деятельности. Она заключается в установлении достоверности бухгалтерской отчетности, а также в совершении иных услуг, в частности по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства России.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.121 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: