Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Роль отца в воспитании мужественности мальчика

Роль отца в воспитании мужественности мальчика 4 года 4 мес. тому назад #1498

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
Введение
Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни.
Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику, тогда как, по утверждению И.С.Кона, все, или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, – это половая принадлежность [4;21].
В последнее время все больше ученых приходят к выводу о том, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка, без того чтобы, начиная с дошкольного возраста, не формировались начала таких качеств мужественности, как эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представителям женского пола у мальчиков и первые проявления женственности: заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов, – у девочек.
В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Важным компонентом самосознания является осознание ребенком себя как представителя определенного пола. Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через группу сверстников. И.С.Кон утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором половой социализации. Оценивая поведение ребенка, его физические данные в свете существующих у детей критериев маскулинности и фемининности, гораздо более жестких, чем в семье, дети тем самым подтверждают, укрепляют или, наоборот, ставят под сомнение его половую идентичность и полоролевые ориентации [7;45].
Как известно, полоролевое воспитание, в отличие от чисто сексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания. Оно, хотя и включает в себя развитие полоролевого самосознания ребенка, главное его направление – это формирование у детей начал мужественности, женственности и первых идеалов о семейных половых ролях. В педагогике, наряду с решением общих как для мальчиков, так и для девочек нравственных задач, важно воспитывать и специфические для того или иного пола, нравственные качества, принимая в расчет тот факт, что эти нравственные качества в структуре личности представителей мужского и женского пола занимают разное место и имеют разную степень выраженности.
Важнейшим агентом социализации ребенка была и остается семья. К сожалению, кризис семьи, отмечаемый как одно из значительных социальных явлений, выразился в частности, в том, что мужчины практически утратили свою ведущую роль, как главы семьи, так и воспитателя и наставника.
Объектом исследования является процесс формирования мужественности мальчика.
Предметом исследования является влияние отца на формирование мужественности.
Целью настоящей работы является выявление роли отца в воспитании мужественности мальчика, также разработка методики, позволяющей на научной основе привлечь отца к воспитанию детей.
Гипотезой исследования явилось предположение, что процесс полоролевой социализации современного ребенка нуждается в постоянной коррекции родителей, консультируемых педагогами дошкольного воспитания, причем влияние отца на формирование мужественности мальчика более значимо, так как особенности современной жизни не предоставляют возможности совместной ежедневной деятельности отцов и мальчиков, как в патриархальном обществе.
Для реализации поставленной цели и проверки разработанной гипотезы нами решались следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности патриархальной семьи и процессы формирования мужественности в рамках совместной хозяйственной деятельности всех членов семьи.
2. Изучить процессы, трансформирующие процесс формирования мужественности в современной семье, выявить его особенности и возможности корректировки в рамках семьи, отличной от патриархальной.
3. Экспериментальным путем выявить уровень мужественности для мальчиков 6 лет.
4. Разработать программу выработки стереотипа мужского поведения соответственно принятому в обществе гендерного идеала.
5. Сопоставить влияние матери и отца на степень формирования мужественности мальчика.
Для получения необходимой информации использовались следующие методы:
- полоролевой опросник С.Бем, адаптированный нами для детей 6 лет
- методики воспитания полоролевого поведения дошкольников Н.Е. Татаринцевой.
1. Патриархальный тип воспитания как модель воспитания мужественности.
Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. Идеальный вариант воспитания, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения. “Первый мужчина” в жизни девочки – ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа [6;74].
Для мальчика “первая женщина” – его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, пассивность. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать развитие “женских” черт характера или, напротив, развитие “компенсаторной мужественности”, для которой характерно сочетание преувеличенно “мужского” поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформированы модели “женского” поведения [5;134].
Личность самих родителей как субъектов воспитания является наиболее значимым фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей [6;207].
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами.
В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте. Доминирующий психосексуальный конфликт данной стадии состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола. К преодолению кризиса, к складыванию зрелой структуры личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация с родителем собственного пола, заимствование всех норм и ценностей [15;68].
Американский психолог Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей жизни. По его мнению, каждый индивид решает психосоциальные конфликты, преодолевая жизненные трудности. На первых стадиях жизненного пути ребенок находится преимущественно в зоне родительского воздействия. Основы формирования здоровой личности – базовое чувство доверия к миру, автономность (самостоятельность, чувство расширяющихся возможностей самоконтроля), инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрение самостоятельных действий) [12;43].
Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.
Центральная проблема концепций социального научения – социализация как процесс превращения изначально асоциального существа в полноценного члена человеческого общества. Социализация представляет собой результат научения. Родительское поведение рассматривается как модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребенка в попытках выстроить собственное поведение.
Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание психологов. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, характер супружеских взаимоотношений и другие. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений (неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком), что имеет серьезные, негативные последствия для психического развития ребенка. Семейные отношения, как правило, выступают для индивида как наиболее важные, чем служебные, учебные и т.д. Этим объясняется их ведущая роль в формировании психических нарушений и факторов, которые обуславливают психотравмирующее переживание [9;75].
Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. Необходимо помнить, что пол, возраст, религиозность, национально-культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры, личностные особенности родителей определяют стиль родительского воспитания.
Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [29; 106].
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка – его представление о себе, самоотношение, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием его, с характером родительских установок и качеством привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери.
Исторически отношение к воспитанию детей было достаточно безразличным, дети рассматривались как неполноценные взрослые. Однако традиционная патриархальная семья предоставляла отцу без особых усилий влиять на взросление ребенка (особенно сына) в процессе осуществления совместной деятельности. Традиционная патриархальная семья, осуществляющая сельскохозяйственную или ремесленную деятельность была, по существу, основой воспитания как мужских, так и женских качеств [10;21].
Само понятие “патриарх” – глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) – характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи – не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти. Триада Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты “по-семейному”.
До сих пор даже в такой “непатриархальной” стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям [14].
В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение “старший брат” может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине. В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.
Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы (machismo) Отец с презрением относится к “возне с детьми”, считая это занятие недостойным настоящего мужчины [15;230].
Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht – “честь и страх”. Отец не может быть не прав, и его слово является законом (“непогрешимость папы”). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

Продолжение работы в архиве!


Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.116 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: