Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Ростовские трущобы Свирского

Ростовские трущобы Свирского 8 года 1 мес. тому назад #1452

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Социальная журналистика в Донском крае существует уже более ста лет. Несмотря на тяжесть цензуры того времени, такие журналисты, как А. Карасев, Е. Жигмановский, Е. Сизякин, А. Тараховский, И. Струков, обличали в печати конкретные проявления социального зла, в то же время, не видя реального пути его уничтожения.
В 1892 году в “Ростовских-на-Дону известиях” была опубликована серия очерков А.И. Свирского “Ростовские трущобы”. В 1893 году очерки были напечатаны отдельной книгой. Хотя временной промежуток между газетным и книжным изданиями очерков был невелик, Свирский успел частично их переработать, внести некоторые дополнения, сокращения, изменения в рубрикации и пр.
Данное произведение Свирского выделяется среди других произведений, описывающих “униженных и оскорбленных”. Его отличают хороший слог, яркость его главных героев, точность и достоверность описываемых событий – ведь автор не понаслышке знал то, о чем писал.
В последние годы появилось много исследований, посвященных журналистике Юга России конца прошлого века. Однако творчество Свирского и ряд его известных произведений, в том числе и “Ростовские трущобы” незаслуженно обойдены стороной. Это и определяет актуальность данной работы.
Цель моей работы – раскрыть жанровое своеобразие произведения А.С. Свирского “Ростовские трущобы”.
На основании цели поставлены следующие задачи:
o описать такой важный жизненный период Свирского, как его работа на поприще донской журналистики;
o проанализировать основные сюжетные линии “Ростовских трущоб”;
o сделать выводы о наличии в данном произведении главных героев;
o рассмотреть композицию очерков;
o изучить выводы автора относительно путей решения проблем, поднимаемым им в своих публикациях.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. СВИРСКИЙ И ДОНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Процессы, характеризующие русскую действительность1880-х – начала 1890-х г., происходили также на Дону и Северном Кавказе и находили свое отражение в политической и хозяйственной жизни региона. Ускоренными темпами развивается крупное капиталистическое производство, прежде всего угле- и нефтедобывающая промышленность, железнодорожное строительство, четвертую часть угля в стране поставляли Дон и Северный Кавказ.
Русские промышленники с участием иностранного капитала образуют акционерные общества по добыче угля, торговые акционерные общества и товарищества. Развиваются земледелие, виноградарство, табаководство. Железная дорога, связавшая Порт-Петровск с Владикавказом и Ростовом-на-Дону, дает выход местным товарам на Всероссийский рынок. Крупными промышленными центрами становятся Ростов и Таганрог (оба города вошли в состав Области войска Донского в 1886 г.), Новочеркасск, Грозный, Владикавказ.
Активное развитие капитализма на Дону, Кубани, Ставрополье, Тереке, Причерноземье, наличие разветвленной сети железных дорог привело в конце XIX в. к усилению экономической интеграции в этом крупном регионе. Возникла необходимость информационного обеспечения этих связей с помощью прессы. Первой практически воплотила эту идею газета “Приазовский край”.
История ее началась с того, что титулярный советник, секретарь Нахичеванской-на-Дону городской управы Серафим Христофорович Арутюнов перекупил у Ф. Траклина право на издание малодоходного “Донского поля”. 1 сентября 1891 г. издание вышло под новым названием: “Приазовский край” – “газета политическая, экономическая и литературная”.
“Приазовский край” стал печататься впервые форматом в большой лист ежедневно, к 1896 г. имел уже 3000 подписчиков и обслуживал читателей всего региона.
“Приазовский край” был воспринят как региональная газета, заменившая собой другие, менее масштабные издания. “Это было нечто совершенно новое, по тем временам даже прямо исключительное, – вспоминал в юбилейном номере А.Тарский о выходе первого номера “Приазовского края”. – В то время это была не только первая ежедневная газета на Дону, но и первая и единственная ежедневная газета по своему типу. Она представляла собой несколько местных газет края с полными отделами для каждого города и многих станиц”.
Цели и задачи нового издания, как говорилось в руководящей статье, заключались в том, чтобы “возбуждать жизненные вопросы, обсуждать их в печати и содействовать правильному их разрешению”.
Необходимым условием успешного ведения местной газеты редакция считала “сочувствие и содействие интеллигентных сил общества, просвещенное содействие образованных классов”. Пожалуй, только в этом заключении редакция отступила от традиционных заявлений редакций донских газет той поры о содействии делу общественного прогресса и перешла к конкретным суждениям о собственной читательской аудитории.
Редакция “Приазовского края” состояла из четырех человек – издателя и владельца газеты С.Х. Арутюнова, уроженца Вильны, первого зав. редакцией и фельетониста С.Я. Краева, секретаря редакции В.А. Хмельницкого и корректора Н.В. Никитина, который также выступал со своими публикациями.
С первых шагов “Приазовский край” стал серьезным конкурентом “Донской пчеле” и “Ростовским-на-Дону известиям”. Первая закрылась вследствие финансовых затруднений в 1893 г., а издатель второй – М.И.Балабанов – решил в 1893 г. объединить ее с “Приазовским краем”. В результате этого слияния в состав редакции “Приазовского края” вошли новые сотрудники из “Ростовских-на-Дону известий”, в числе которых был и А.И. Свирский.
Свирский А.И. родился в бедной еврейской семье. Место его рождения неизвестно. К восьми годам мальчик уже потерял родителей.
Однако рос он любознательным – изучать страну, в которой родился, начал с 12 лет не сидя за партой, а с “практических занятий” – начал бродяжничать. География его скитаний была столь же велика, сколь велика страна. За почти пятнадцать лет молодой человек побывал в Крыму и Бессарабии, на Кавказе и Туркестане, в Сибири и Польше, и даже в Персии. Работал, где придется: был грузчиком на Волге и в портах Черного моря, работал на шахтах в Донбассе, рабочим на винокурнях, на плантациях табака и хлопковых полях, на кирпичных заводах. На жизненных дорогах будущий писатель встречался с разными людьми: бродягами и промысловыми нищими, честными рабочими и мелкими авантюристами.
В Ростове-на-Дону он начинает писать. В 1892 году в газете “Донская пчела” публикуются стихи Свирского “Ростовским поэтам”. Несколько позже в газетах “Ростовские-на-Дону известия”, “Донская пчела” и “Приазовский край” стали публиковаться его репортажи и заметки, фельетоны и очерки. Особенно успешным и плодотворным было сотрудничество Свирского с “Приазовским краем”.
Отличительной чертой газеты “Приазовский край” была публикация остросоциальных материалов. Ежедневные сатирические рубрики “Злобы дня” и “Летучие листки” – были одним из самых ярких явлений в газете “Приазовский край”. Они становились своеобразным центром номера, определяли его тональность. Газета следующим образом характеризовала их содержание: “… начиная от самых возвышенных предметов и кончая ассенизационным обозом или вопросом о свалке нечистот”. По мнению газеты, фельетоны на местные злобы становились с каждым годом острее, “возбуждая жизненные вопросы, обсуждая их в печати и содействуя правильному их разрешению”.
“Приазовский край” поставил в центре своего внимания экономические вопросы, мотивируя это как их актуальностью для жизни общества, так и недостаточной их разработанностью в местной прессе. На страницах “Приазовского края” часто публиковались передовые и проблемные статьи по вопросам местной экономики. Нижнюю треть второй полосы занимал отдел “Фельетон”, который в известной степени формировал лицо издания. В отделе фельетона печатались разнообразные по тематике и жанрам материалы. Кроме развлекательного и познавательного фельетон имел и воспитательное значение. Беллетристический фельетон, особенно популярный в последнем десятилетии XIX в., писался по схеме “богатым – о бедных”. В этом жанре и работал А.И. Свирский.
Заметки Свирского можно охарактеризовать как “физиологические очерки” или, говоря современным языком, “журналистские расследования”. Автор сам являлся действующим лицом очерков. Он затрагивал в своих выступлениях такие темы, как “каменноугольные шахты, голь ростовских окраин, бойни – фабрика мяса, трущобы, быт рыбаков, ломовых извозчиков, комиссионеров, хлебных откупщиков и жизнь рабочих”. Из подобных очерков и сложилась книжка А.И. Свирского “Ростовские трущобы”.
В критических статьях отмечалась похожесть героев Свирского с героями ранних произведений М.Горького. Существенное отличие в том, что он не романтизирует своих героев – обитателей “дна”. В среде бродяг, преступников, босяков существуют свои специфические законы, они не писаны, но твердо исполняемы. Нравы и обычаи “естественного” отбора, арестантский фольклор – тщательно исследуется и демонстрируется.
Благодаря своим публикациям, одним из наиболее уязвимых мест газеты были ее взаимодействия с цензурой. Новые “Временные правила о печати” от 27 августа 1882 г. ликвидировали те уступки, на которые вынуждено было пойти правительство под давлением общественного движения 1860-х годов. Отныне четыре министра решали вопрос о закрытии неугодного издания, не заботясь о ссылках на параграф и букву закона. А однажды приостановленное издание мог вновь подвергнуть такой же санкции сам цензор единолично.
В дополнение к этим нововведениям, закреплявшим бесправное положение периодической печати, временные правила вменяли в обязанность редакциям не только знать авторов публикуемых материалов, но и давать в случае необходимости сведения о них карающим органам.
Первое столкновение акционеров с цензурой произошло уже через несколько месяцев после покупки газеты. 24 сентября 1897 г. за напечатание “нецензурированных” статей была закрыта типография. И хотя к наказному атаману направилась “депутация из всех наличных членов правления”, типографию открыли лишь 10 октября. Заседание правления утвердило следующую резолюцию: “Правление, следя за направлением газеты “Приазовский край” и отлично понимая и признавая, что орган печати должен служить для освещения фактов и обличительный материал создает успех газете, тем не менее, находит, что все это должно быть в разумных пределах и известных рамках, касаясь областной и общественной жизни, отнюдь не затрагивая личности, не делая газету орудием личных счетов, личных симпатий и антипатий… Между тем, в некоторых статьях видно это нежелательное явление…”. Таким образом, акционерное общество вступило на путь поиска разумного компромисса с цензурным ведомством.
31 октября 1898 г. на запрос Атаманской канцелярии о том, желает ли общество иметь в области особого цензора для газеты “Приазовский край” и типолитографии, правление ответило согласием и определило размер жалования в 800 руб. На следующем заседании 14 ноября редактор-издатель С.Х. Арутюнов выдвинул предложение о выпуске газеты без предварительной цензуры. Правление командировало Арутюнова в Петербург, но там ходатайство отклонили. В июле 1901 г. С.Х. Арутюнов обратился с прошением об отмене предварительной цензуры в Главное управление по делам печати, но с тем же результатом.
Следующее столкновение с цензурой в марте 1899 г. привело к запрещению розничной продажи газеты “Приазовский край”. В июне правление командировало С.Х. Арутюнова хлопотать в Петербург об отмене запрещения розничной продажи. Цензурным взысканиям подвергалась газета в 1900 и 1901 гг.
“Ростовские трущобы” Свирского также обратили на себя внимание цензуры. Главное управление по делам печати признало, что “трущобы эти напоминают собою сочинения Евгении Сю”. При этом редакции газеты удалось не только опубликовать “Ростовские трущобы” на страницах периодического издания, но и напечатать их в 1893 году отдельной книгой в собственной типографии.
В 1896 году А.И. Свирский прекращает сотрудничество с “Приазовским краем” и переезжает в Петербург. Начинается новый этап его жизни и творчества.
2. ОПИСАНИЕ СВИРСКИМ РОСТОВСКИХ ТРУЩОБ
Жанр в котором написаны “Ростовские трущобы” можно охарактеризовать как эссе.
А.И. Свирский знакомит читателя с историей написания эссе, раскрывает творческую лабораторию их создания. Нарядившись соответствующим образом и доборов в себе чувство гадливости, автор отправился скитаться по ростовским трущобам. Он искренне считал, что общество не подозревает о существовании тайных притонов, и ставил перед собой цель, изучив все подробности трущобного прозябания отверженных созданий, рассказать об этом широкому кругу читателей.
В своем эссе Свирский, если можно так выразиться, “отдает должное” ростовскому дну. “Нет того города, который не имел бы своих трущоб; и чем город многолюднее, тем трущоб в нем больше. Но наш Ростов в этом отношении занимает особенно видное место; будучи, сам по себе, городом небольшим, он своими трущобами нисколько не уступает самым густонаселенным городам России. Ростовские “Окаянка”, “Полтавцевка”, “Прохоровка”, “Гаврюшка”, “Дон” и другие рассадники пьянства, воровства и огульного разврата смело могут соперничать с петербургской “Вяземской”, московской “Хитровкой”, одесской “Молдаванкой”, харьковскими “Йорданом” и “Востоком” и многими другими знаменитыми трущобами”.
Своеобразна композиция очерков. Перед взором читателя открывается панорама трущобного мира, ужасающего своей мерзостью и безысходностью. Сначала мелькают безымянные, стертые лица, являющие собой фон этого ада.
“Эти притоны, словно сказочные чудовища, своими цепкими лапами выхватывают из толпы несчастных, обездоленных людей, без различия класса, возраста и пола, со страшною силою втягивают их в свои грязные внутренности, убивают в своих жертвах всякое человеческое достоинство, заставляют забыть их обо всем, что только есть хорошего, честного, святого в жизни нашей и, наконец, превратив их в нравственных и физических уродов, навсегда преграждают им путь к тому обществу, к которому и они, горемычные, когда-то принадлежали...
Еще грустнее, еще больнее становится от сознания, что в этих притонах падения, наряду с темным невежественным плебсом, очень часто попадаются и люди с высшим образованием, люди, некогда занимавшие видное положение в обществе, а теперь служащие, даже в трущобах, предметом насмешек и потехи для своих темных товарищей по несчастию...
Не угодно ли вам посмотреть на одного из этих трущобных мизераблей? Вот он перед вами: весь согнувшись от холода, спешит он в один из притонов, где надеется отогреть свои окоченевшие члены, где скроется от света и людей, где, быть может, хоть на время забудет о своем страшном, позорном падении... Взгляните несчастному в лицо, оно все посинело и преждевременно сморщилось. Вот показались на нем слезы, которые вызваны не то холодом беспощадным, не то горем безысходным; сначала светлые, как у всех людей, они потом, катясь по немытому лицу, вдоль впалых щек, болотистою струею приближаются к вздрагивающему подбородку и черными, крупными каплями падают на землю... Не правда ли, противное это, омерзительное зрелище? А между тем этот самый оборванец, который вызывает в нас такое чувство гадливости, когда-то тоже жил полной жизнью, всеми фибрами души стремился ко всему возвышенному, чистому, идеальному; полной грудью вдыхал в себя весну молодости и любви и, упоенный несбыточной надеждой, с жаром бросался в бурный водоворот житейского течения, думая выйти оттуда победителем и завоевать себе положение в свете; но, увы, напрасные надежды: не будучи баловнем судьбы, он выходил из битвы побежденным, униженным, поруганным и, под непосильною тяжестью невзгод, пал, не силясь больше встать...
Да, жалко, до физической боли жалко этого человека, тем более, когда вспомнишь, что он не один, что их не десяток и не сотня, а целые тысячи...”

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.119 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: