Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Режим санации в Польше. типология и характеристики

Режим санации в Польше. типология и характеристики 8 года 9 мес. тому назад #1421

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. 12 мая 1926 года власть в Польше в результате “трехдневной гражданской войны” была захвачена диктатором Юзефом Пилсудским. Правительством Пилсудского была принята так называемая “программа санации”, которая была должна вывести Польшу из кризиса. Программа санации должна была обеспечить Польше экономическую стабилизацию, но одновременно означала переход от демократии к авторитаризму.
Весной 1927 года, выступая в польском сейме, маршал Пилсудский заявил о недопустимости “неуправляемой демократии”, которая, по словам маршала, склонна к “перерождению в анархию”. Таким образом, маршал Пилсудский изобрел термин, который ныне очень популярен в России начала 21 века. Исторический опыт “управляемых демократий”, среди которых именно детище Пилсудского предлагает широкий набор ассоциаций и параллелей представляет большой интерес для анализа и изучения. В первую очередь, наиболее интересной представляется трактовка режима санации с точки зрения того, к какому строю он принадлежит.
После смерти Пилсудского в 1935 году программа санации в той или иной мере продолжала реализовываться вплоть до сентября 1939 года, когда Польша прекратило свое существование как самостоятельное государство. Отсюда следует выделение хронологических рамок исследования режима санации – с мая 1926 года, когда этот режим санации был провозглашен, до сентября 1939 года. При этом, поскольку после смерти Пилсудского режим санации приобрел новые черты и характеристики, в исследовании необходимо выделить два подпериода – режим санации при Пилсудском и после его смерти.
Источниковая база. Источниковой базой исследования являются:
• документы внешней политики: советско-польские, советско-чехословацкие, советско-германские, германо-польские договоры, коммюнике, декларации, документы министерств иностранных дел этих стран;
• законодательные акты Второй Речи Посполитой (мартовская Конституция 1921 г., апрельская Конституция 1934 г.;
• мемуары адъютанта маршала Пилсудского М. Лепецкого и генерала Войска Польского В. Андерса.
Периоду программы санации посвящено достаточно много работ.
При изучении режима санации в советские годы историки уделяли внимание, прежде всего, процессам классообразования и борьбы классов, оставляя в тени остальные исторические и политические аспекты. Среди авторов того времени можно выделить М.А. Манусевича, который является автором раздела, посвященному режиму санации, в фундаментальном труде в 3-х томах по истории Польши. Этот историк определяет режим санации как военно-фашистский. Отметим, однако, что данная точка зрения соответствовала общепринятой в Советском Союзе того времени “сталинской” и “коминтерновской” исторической точке зрения. В более позднее время этот историк меняет мнение и определяет данный режим как военно-авторитарный.
С конца 1980-х гг. начинается новый этап исследований новой и новейшей зарубежной истории, формируются новые подходы к исследованию, расширяется источниковая база, повышается уровень научных работ. Все вышесказанное имеет отношению и к периоду санации в истории Польши. Можно выделить, например, такие работы того времени, как труды Иванова Ю., Лациса О., Парасадановой В.
Достаточно разработана данная тема и в польской историографии. Дискуссии на тему “санация и фашизм” начались среди польских историков уже в 50-60-е годы. Заслуживают внимания в этом плане съезды польских историков в 1958, 1964, 1969 и 1974 гг., а также дискуссии в связи с подготовкой к печати 4 тома академического издания “История Польши”. Из современных работ польских историков выделим фундаментальный труд М. Тымовского, Згорняка М., Дембски С.
Кроме исторических трудов при подготовке работы использовались также такие виды источников как хронологические источники, мемуары и документы личного пользования.
Методология исследования. При проведении исследования использовались аналитические методы. При проведении анализа и обобщения теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функционального анализа, единства исторического и логического.
Научная новизна исследования заключается в систематизации оценок режима санации в его разные периоды, и выдача заключения о его типологии и принадлежности к определенному политическому режиму.
Цели, задачи, практическая значимость. В тоже время актуальность и недостаточная разработанность проблемы предопределили выбор темы дипломной работы, ее цель и задачи. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать типологию и характеристику установившегося в Польше режима. Сущность исследуемых проблем потребовала решения следующего установленного комплекса задач:
1) выявить основные этапы режима санации;
2) проанализировать основные черты режима санации как политического режима и выявить его принадлежность к определенному виду политического режима;
3) проанализировать экономическое положение Польши в период режима санации, выявить степень оздоровления и развития польской экономики того времени;
4) проанализировать особенности внутренней и внешней политики Польши, того времени и, в особенности, отношения с Россией и Германией в данный период.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная работа может быть использована при проведении специальных учебных курсов по новейшей истории зарубежных стран в средних учебных заведениях.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования данной работы является история Польши времен периода санации. Предмет исследования – режим санации и его исторические характеристики.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЖИМА САНАЦИИ
1.1. Характеристики режима санации Пилсудского
Один из наиболее часто эксплуатировавшихся элементов “белой” легенды Пилсудского заключался в утверждении, что он якобы никогда не имел диктаторских поползновений. “После переворота, – писал Владислав Побуг-Малиновский, – Маршал не думал о диктатуре. Наоборот, он втиснул польскую жизнь в рамки действующего до тех пор формального права, вернее, сохранил ее в этих рамках”. Внешне, по крайней мере, во второй своей части, это заявление соответствовало истине. Пилсудский в самом деле старался, чтобы жизнь страны как можно скорее вернулась на рельсы легализма. Но это он делал отнюдь не из-за отвращения к диктатуре и симпатий к правопорядку, а четко следуя своим политическим интересам.
Большинство историков и государствоведов характеризуют режим санации Пилсудского как авторитарный режим. В отличие от эмоциональных оценок, присущих публицистике, современное государствоведение использует понятия “авторитаризм” и “тоталитаризм” применительно к аналитическим конструкциям, каждой из которых соответствует различная степень доминирования авторитарных принципов организации властно-политических отношений. Так, абсолютное преобладание этих тенденций, когда государство фактически полностью “поглощает” гражданское общество, беспредельно вмешиваясь не только в другие области социальной действительности, но и в частную жизнь граждан, является отличительной чертой тоталитарного режима.
Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis – весь, целый, полный) было впервые использовано в 1920-е г.г. итальянскими либералами Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики диктатуры Б. Муссолини. Позднее данный термин применялся для раскрытия сущности политических режимов фашистской Италии, гитлеровской Германии, а также СССР в годы сталинизма.
Тоталитарный режим характеризуется следующими чертами (цит. по учебнику Политология):
“1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;
2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;
3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда провозглашается создание целостного, слитного организма “партии-государства”, членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства становятся органами партии (парламент – законодательный совет партии, правительство – исполнительный совет и т. д.);
4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;
5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах
6) правящий режим часто развязывает захватнические войны, провозглашается превосходство одной расы или национальности над другой”.
Тоталитарные режимы могут возникнуть на разной социально-экономической базе и в различном социокультурном контексте, быть следствием военного поражения или государственного переворота, навязываться извне или появляться в результате внутренних противоречий общества.
В отличие от тоталитарных, авторитарные режимы обычно пользуются репрессиями в минимальных дозах, основывая свою стратегию на здоровой или относительно здоровой экономике и ощутимых преимуществах для более широких секторов общества, чем малочисленная привилегированная группа. Авторитарное правление нередко сочетается с ограниченным политическим плюрализмом.
Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.
Авторитарный режим характеризуется следующими чертами (цит. по учебнику Политология):
“1) сильная власть, сосредоточенная в руках узкого круга лиц или одного верховного правителя;
2) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;
3) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;
4) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам. “В условиях, когда разрешены только те течения, которые способствуют поддержанию социального равновесия, – отмечает Г. Эрме, – силы, находящиеся “с правильной стороны” плюрализма, могут законно выступать на стороне власти по каналам якобы непартийных организаций или даже партий, отобранных по принципу их конформизма. С другой стороны, те силы, которые угрожают статус-кво, обречены быть вне закона или в подполье, чем и оправданы откровенные репрессии против них”;
5) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;
6) плюрализм политической идеологии ограничивается;
7) вооруженные силы часто играют политическую роль;
8) развивается национализм и захватническая идеология.”
Проанализируем теперь основные черты режима санации Пилсудского.
В исторической научной литературе представлено различное отношение к Пилсудскому. Для подавляющего большинства польских историков он является национальным героем. Историки либерального направления оценивают его как выдающегося польского государственного и общественного деятеля, отмечая в тоже время и негативные стороны его правления, в том числе и авторитарность режима. Историки коммунистического направления характеризуют его исключительно с негативных позиций, считая его представителем “реакционных националистических кругов польской буржуазии”.
Однако в оценке способов его прихода к власти и методов правления историки более единодушны. Способ прихода Пилсудского к власти и установления “режима санации” характеризуется как военный переворот, а само правление Пилсудского – как диктатура.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.147 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: