Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Учет реализации товаров

Учет реализации товаров 4 года 7 мес. тому назад #1183

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль – многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
Прибыль не всегда бывает положительной. Она может быть отрицательной, и в этом случае мы называем это – убытки. Отрицательная прибыль или убытки заставляют предприятие пересматривать всю свою экономическую политику в целом и вносить корректировку или изменения для того, что бы достигнуть положительной прибыли в противном случае если это не будет сделано, предприятие, как правило, признается не рентабельным, а затем и банкротом.
Рассматривая прибыль под другим углом мы видим, что прибыль – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, и прибыль есть ни что иное как валовой доход предприятия. На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Бухгалтерская отчетность являются важнейшей основой анализа прибыли предприятия, и в том числе правильного учета реализации товаров.
Тема правильной организации учета реализации товаров на предприятии в современных условиях имеет сейчас большую актуальность, так как от правильного выбора технологии учета зависит успех любой организации. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование учетной политики и, в первую очередь, в области реализации товаров, так как прибыль любого торгового предприятия, зависит от реализации товаров.
В связи с вышеизложенным тема данной работы представляется актуальной.
Степень изученности данной темы очень высока. Достаточно глубокая проработка данной проблемы нашла отражение, в частности, в исследованиях Д.И. Илинзера, Г.А. Чистяковой и А.И.Левиной.
Цель данной работы – проанализировать учет реализации товаров. Из цели работы вытекают следующие задачи:
• изучить основные принципы бухгалтерского учета реализации товаров;
• проанализировать учет реализации различных видов товаров;
• проанализировать систему бухгалтерского учета реализации товаров конкретного предприятия, выявить ее достоинства и недостатки;
• внести предложения по оптимизации бухгалтерского учета реализации товаров конкретного предприятия.
Предмет исследования данной работы – бухгалтерский учет реализации товаров. Объект исследования – предприятие ООО “Бизнес-контракт”, которое занимается продажами продуктов питания. Для повышения и оптимизации деятельности предприятия нуждается в грамотном и своевременном учете реализации товаров.
Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.
В составе работы нами выделено три основных раздела.
В первой главе работы – теоретической, исследуется проблема на основе теоретических источников; определяются основные понятия и категории.
Во второй главе рассматривается экономическое положение конкретного предприятия и хозяйственные данные по реализации им товаров.
В третьей главе анализируется учет реализации товаров конкретного предприятия и пути его улучшения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ
1.1. Принципы учета реализации товаров
В бухгалтерских и налоговых нормативных актах употребляются понятия “продажа товаров” и “реализация товаров”. Это разные названия одного и того же хозяйственного явления, поэтому правомерно применение и того, и другого словосочетания.
Термин “продажа” широко стал использоваться с введением в 2001 году нового Плана счетов. Прежний счет 46 “Реализация” был заменен счетом 90 “Продажи”. Бухгалтерский учет реализации товаров в оптовой и розничной торговле ведется на сопоставляющем операционно-результатном счете 90 “Продажи”.
Согласно Налоговому кодексу РФ, реализацией товара признается передача права собственности на него покупателю. [Налоговый Кодекс РФ. 31.07.98. № 146-ФЗ. //Собрание законодательства РФ. – 1998. – №8. – Ст. 39.]
Торговые организации отгружают товар в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете продаж (реализации) товаров в оптовой торговле руководствуются следующими понятиями, установленными Гражданским кодексом: [Гражданский Кодекс РФ. Ч. 2. 26.01.96 № 14-ФЗ. //Собрание законодательства РФ. – 1996. – №2.]
• момент исполнения обязанности продавца передать товар (ст. 458, 224 ГК РФ);
• момент перехода риска случайной гибели товара (ст. 459 ГК РФ);
• момент возникновения (перехода) права собственности (ст. 223 ГК РФ).
Статьей 458 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
• вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
• предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.
Моментом перехода риска случайной гибели и случайного повреждения товара к покупателю является момент, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Моментом возникновения права собственности у покупателя является момент передачи ему товара, если иное не предусмотрено законом или договором.
Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что моментом перехода права собственности на товар является момент его оплаты покупателем. Такая ситуация регулируется статьей 491 ГК РФ: право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом, а покупатель не может продать этот товар или распорядиться им иным образом.
В соответствии с Новым Планом счетов учет выручки от реализации товаров ведется на счете 90 “Продажи” субсчет 90-1 “Выручка”. Данный субсчет предназначен для обобщения информации о доходах, связанных с обычными видами деятельности организации. [План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом МФ РФ от 31.10.2000 № 94н и Инструкцией по его применению (с изменениями от 07.05.2003). // Бюллетень “Ажур”. – Екатеринбург: “ИЦ Терминал плюс”, 2006.]
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”. В соответствии с данными ПБУ товары принимаются на учет по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (с учетом суммовых разниц), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; полученных по договору дарения или безвозмездно – их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, – стоимость активов переданных или подлежащих передаче организацией.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу.
Организации, осуществляющие розничную торговлю, могут производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: [Никулина И.А. Учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.// Налоговый вестник. – 2002. – №3. – С. 16-21. – С. 18.]
• по себестоимости единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО);
• по себестоимости последних по времени приобретения товаров (способ ЛИФО).
Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 “Товары”.
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 “Товары” применяют для учета материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или когда стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а возмещается покупателем отдельно.
Приобретенные товары и тара принимаются на учет по счету 41 “Товары” по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и других счетов.
Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами. [Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. – М., 2005. – 528 с. – С. 306.]
При признании выручки от продажи товаров проданные товары списывают в дебет счета 90 “Продажи” с кредита счета 41 “Товары”.
Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки отпущенные товары учитывают на счете 45 “Товары отгруженные” (дебетуется счет 45 и кредитуется счет 41). В момент признания выручки от продажи товаров их стоимость списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90 “Продажи”.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации и не включаемые в себестоимость проданной продукции, при их использовании исписываются с кредита счета 41, в зависимости от момента признании выручки, в дебет счетов 45 или счета 90.
В момент признания выручки указанные готовые изделия списывают со счета 45 на счет 90.
Аналитический учет материалов, изделий, продуктов, приобретенных специально для продажи, или стоимость готовых изделий, приобретенных для комплектации и не включаемых в себестоимость проданной продукции, ведется в порядке, предусмотренном для учета производственных запасов.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, на счете 41 “Товары” помимо товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, учитывают также покупную тару и тару собственного производства (кроме инвентарной, служащей для производственных или хозяйственных нужд и учитываемой на счетах 01 “Основные средства” или 10 “Материалы”).
К счету 41 “Товары” могут быть открыты следующие субсчета: [Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 662 с. – С. 405.]
1. “Товары на складах”;
2. “Товары в розничной торговле”;
3. “Тара под товаром и порожняя” и др.
Приобретенные товары и тара принимаются организациями торговли на учет по счету 41 “Товары” по стоимости их приобретения. Принятые на учет товары отражают по дебету счета 41 и кредиту счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и других счетов. Поступление товаров можно отражать с использованием счета 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” в порядке, аналогичном для учета соответствующих операций с материалами.
В соответствии с ПБУ 5/01 (ст. 13) организации торговли могут включать затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенных до передачи товаров в продажу, в состав расходов на продажу.
Организациям розничной торговли разрешается оценивать приобретенные товары по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае поступившие товары приходуют по стоимости приобретения по дебету счета 41 и кредиту счета 60 и других счетов. Одновременно на разницу между стоимостью приобретения товаров и их стоимостью по продажным ценам дебетуют счет 41 и кредитуют счет 42 “Торговая наценка”.
Счет 42 “Торговая наценка” предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях розничной торговле, ведущих учет по продажным ценам. На этом счете учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям розничной торговли на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.134 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: