Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Инвестиционная привлекательность отдельных регионов россии для иностранного капитала

Инвестиционная привлекательность отдельных регионов россии для иностранного капитала 4 года 4 мес. тому назад #1120

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
1. Российские регионы как объект иностранного инвестирования
1.1. Мировой опыт зарубежного инвестирования
Международный переток капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого перетока являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации – инвестору.
Сегодня, в силу развития глобальных коммуникационных систем происходит процесс повсеместной интеграции. Упрощение процедур перевода и перетока финансовых ресурсов, возможность контроля финансовых потоков в режиме реального времени позволяет различным организациям осуществлять инвестиции, не взирая на расстояния. В этой связи, главными факторами, влияющими на инвестиционный процесс, становятся экономические и правовые условия, составляющие внешнее окружение объекта инвестиций.
В 1998 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 420 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов (табл. 1)
Таблица 1.
Транснациональные корпорации с наибольшими зарубежными активами
(по данным за 1995 г.)
Место Наименование ТНК Страна материнской
компании Зарубежные
активы,
млрд. долл.
1 "Royal Dutch Shell" Великобритания 79,7
2 "Ford Motor Company" США 69,2
3 "General Electric Company" США 69,2
4 "Exxon Corporation" США 66,7
5 "General Motors" США 54,1
6 "Volkswagen AG" Германия 49,8
7 IBM США 41,7
8 "Toyota Motor Corporation" Япония 36,0
9 "Nestle SA" Швейцария 33,2
10 "Bayer AG" Германия 28,1
Наиболее активны в вывозе капитала ТНК электронной промышленности. За ними идут компании автомобильной и химической промышленности. Не отстают и фирмы нефтяной и горнодобывающей промышленности. Иностранные инвесторы предвидят резкое увеличение инвестиций в инфраструктуру, системы распределения, нефинансовые услуги, автомобильную промышленность при замедлении роста капиталовложений в секторах финансовых услуг и недвижимости.
За период 1991 – 1996 гг. законодательное регулирование инвестиционного процесса претерпело в общей сложности 599 изменений, примерно 95% из них преследовали цель либерализации. В большинстве своем они касались предоставления доступа в отрасли, ранее закрытые для иностранных инвестиций, упрощения процедур и введения мер стимулирования. Тенденция к дальнейшей либерализации продолжает развиваться.
В последние годы из общего числа изменений, внесенных в инвестиционные режимы, 34% касались расширения стимулирования, 25% – либерализации условий деятельности, 4% – ослабления контроля, 4% – предоставления дополнительных гарантий, 7% – либерализации правил, регулирующих вопросы иностранной собственности, и либерализации отраслевого регулирования, 7% – упрощения процедур утверждения проектов и 8% – расширения арсенала мер содействия, помимо стимулирования.
Стремление правительств содействовать осуществлению иностранных инвестиций находит отражение и в резком увеличении числа двусторонних инвестиционных договоров о защите и поощрении инвестиций. Изменился состав партнеров этих договоров. Если прежде практически всегда одним из партнеров являлась развитая страна (на конец 80-х годов развитые страны участвовали в 83% всех заключенных договоров), то в 1996 г. этот показатель составлял уже 62%. Договоры о защите и поощрении инвестиций стали заключать между собой страны СНГ, Центральной и Восточной Европы, развивающиеся страны.
Инвестиции развитых стран за границей постоянно растут. На инвестиционной арене развитых стран доминируют США, почти в два раза опережая Великобританию, вторую крупнейшую страну базирования инвестиционных ресурсов. Страны ЕС все шире осуществляют инвестиции за пределами Западной Европы, главным образом в Северной Америке, развивающихся странах Азии и, в меньшей степени, в Центральной и Восточной Европе (табл. 2).
Интересно отметить, что не самая большая страна Европы – Нидерланды, стоит на шестом месте в мире по вывозу инвестиционных ресурсов (в 1996 г. они составили свыше 20 млрд. долл.). Наибольшие вложения они делают в Чехии, Венгрии, Польше. Но развитие программ продолжается.
Таблица 2.
Доля крупнейших ТНК в общем вывозе прямых иностранных инвестиций в 1995 году, %
Страна 5 крупнейших
ТНК 10 крупнейших
ТНК 25 крупнейших
ТНК
Австралия 45,0 57,0 80,0
Австрия 10,0 17,3 30,5
Канада 22,6 33,5 50,1
Финляндия 33,0 47,0 69,0
Франция 14,0 23,0 42,0
Германия 17,5 29,3 41,8
Норвегия 63,8 75,2 86,8
Швеция 23,0 37,0 59,0
Великобритания 28,0 40,0 57,0
США 19,0 33,0 51,0
Однако следует заметить, что иностранные инвестиции направляются прежде всего в промышленно развитые страны. Например, США является не только крупнейшим поставщиком инвестиций, но и принимающей инвестиции страной, опережая Китай – второй крупнейший получатель инвестиций. В значительной степени это относится и к европейским странам (за исключением Германии и Италии).
Все больше прямых инвестиций идет в развивающиеся страны. В 1996 г. они получили иностранных инвестиций на сумму в 129 млрд. долл. и вложили за границей 51 млрд. долл. Удельный вес этой группы стран в общемировом импорте инвестиций повысился до 37%.
Крупнейшим получателем инвестиций в развивающихся странах является, как уже говорилось, Китай – 42 млрд. долл. Успех Китая объясняется главным образом его огромным и расширяющимся внутренним рынком, "мягкой эволюцией", проведением оптимальных макроэкономических реформ и принятием мер по поощрению инвестиций практически во всех провинциях. За ним следуют Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины.
Удельный вес Западной Азии в общем объеме инвестиций, поступающих в развивающиеся страны, снизился с 30% в первой половине 80-х годов до 2% в первой половине 90-х годов. Такое падение в значительной степени объясняется сокращением притока инвестиций в нефтедобывающие страны: Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, которые благодаря эффективному использованию ПИИ сами превратились в инвестиционных доноров. То же самое произошло и с Гонконгом, экспортировавшим в 1996 г. 27 млрд. долл., а получившим 2,5 млрд. долл.
Заметно увеличились потоки инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В последние годы здесь был зафиксирован самый высокий прирост инвестиций среди всех развивающихся стран. Суммарные инвестиции достигли 39 млрд. долл. Этому способствовали кардинальные изменения режимов ПИИ в регионе в сторону либерализации.
В январе 1994 г. члены МЕРКОСУР – интеграционного объединения Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая при особом ассоциированном статусе в нем Чили и Боливии, приняли протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций, в соответствии с которым обязались предоставлять друг другу не менее благоприятный, чем национальный, инвестиционный режим. На страны Латинской Америки и Карибского бассейна приходится около 30% всех инвестиций, поступающих в развивающиеся страны.
Доля Африки в притоке инвестиций в развивающиеся страны уменьшилась в 1991 – 1996 гг. по сравнению с 1986 – 1990 гг. более чем вдвое. Снижение удельного веса африканских стран в притоке ПИИ вызвано, в частности, такими факторами, как политическая нестабильность, вооруженные конфликты, низкий уровень собственной инвестиционной активности, частые смены курса при проведении экономической политики, затрудняющие для деловых кругов оценку ожидаемых рисков, прибыли и прогнозируемого экономического будущего. В отдельных африканских странах тысячи людей на всех этапах осуществления инвестиционного проекта ждут взяток – созидательная и эффективная экономическая деятельность в таких условиях становится невозможной.
Приток иностранных инвестиций в страны Восточной Европы сокращается, что отчасти связанно с завершением приватизации в Польше, Венгрии и Чехии. На эти страны приходилось около двух третей общего объема поступающих в регион инвестиций. Россия все еще занимает скромное место, но обладает большими неиспользованными преимуществами (диаграмма 1).
Осенью 1997 г. Европейской экономической комиссией ООН во взаимодействии с Консультативной службой по иностранным инвестициям Мирового Банка был проведен международный Форум, посвященный перспективам содействия прямым зарубежным инвестициям в страны с переходной экономикой. Форум проходил в Швейцарии (Женева, Дворец Наций – штаб квартира ЕЭС). Выводы Форума по содействию притоку прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой сводятся к следующему:
• необходимо совершенствовать правовую базу инвестиционной деятельности в стране, уделив особое внимание гарантиям инвестору, стремясь гармонизировать ее с канонами мирового законодательства (деятельность правительственных органов);

Рис. 1. Центральная и Восточная Европа, млрд. долл.
• целесообразно интенсифицировать работу агентств по привлечению иностранных инвестиций, основываясь на эффективности, системности, компетентности, с целью максимального привлечения капитала в национальную экономику (деятельность агентств по иностранным инвестициям);
• должен быть привлечен интеллект национальных производителей-экспортеров (деятельность национальной экономической элиты);
• необходимы системные работы по созданию достойного инвестиционного имиджа страны (все организации и частные лица, задействованные в инвестиционном процессе).
1.2. Россия в поле зрения иностранных инвесторов
Привлечение иностранного частного капитала является важным направлением экономической политики РФ. Курс на открытие экономики по отношению к внешнему миру провозглашен еще Советским Союзом в 1987 г. и продолжен и интенсифицирован Россией. Подобно другим странам мира, Россия рассматривает иностранные инвестиции как возможный фактор ускорения технического и экономического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, усиления интеграции с мировым хозяйством. Вместе с тем в российских условиях эти соображения приобретают специфический характер.
В наследство от СССР Россия получила устарелый производственный аппарат с гипертрофированным военно-промышленным комплексом, отсутствием целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики. Структурная перестройка требует огромных средств. Между тем внутренние капиталовложения в 1993 г. Составляли менее половины уровня 1991 г.
Россия обременена к тому же крупной внешней задолженностью (к середине 1998 г. – 110 млрд. долл.), доставшейся ей в основном от СССР, но увеличившейся в результате больших валютных трудностей уже в условиях самостоятельного развития. Достаточно интенсивный приток иностранных частных инвестиций означал бы существенное увеличение объема внешнего финансирования без роста внешней задолженности государства. Особенно ценным для является России, переходящей к рыночному хозяйству, опыт иностранных инвесторов в организации эффективного производства и маркетинга.
Хозяйственные трудности и политическая нестабильность предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира. Очевидно, что и в нынешних условиях РФ обладает рядом достоинств долгосрочного порядка, превращающих ее в чрезвычайно притягательный объект для иностранных частных инвестиций.
По своей площади Россия стоит на 1-м, а по населению – на 6-м месте в мире. На ее территории находится основная часть природных ресурсов, которыми был известен Советский Союз (нефть, газ, уголь, железная руда, полиметаллические руды, золото, алмазы, лес и т. п.). На нее приходится около 2/3 промышленного и еще больше – научно-технического потенциала бывшего СССР. Она располагает грамотным населением и высококвалифицированными кадрами, зачастую требующими лишь небольшой переподготовки для овладения новейшими методами производства и сбыта. Ее рабочая сила пока относительно дешева. Привлекателен для иностранных инвесторов и малонасыщенный современными товарами огромный (по определению западной печати) внутренний рынок.
Российская экономика задыхается от нехватки инвестиций. Но почему-то никто не спешит спасать тонущий корабль. Напротив, несмотря на все запреты, инвестиции все быстрее бегут из России тайными и явными путями.
В России есть пять "полюсов инвестиционного роста". Все они находятся в европейской России и на Урале. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточено в узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. Федеративное устройство России все еще фиктивно. Многим национальным автономиям для реальной самостоятельности не хватает важнейшего компонента – экономического потенциала. Все больше напрашивается целесообразность экономической интеграции и объединения субъектов федерации как наиболее очевидных способов усиления их инвестиционного потенциала. Иностранные инвесторы более осторожны и стараются действовать наверняка, а российские – либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск, преодолевая угрозу потери инвестиций чисто российскими методами. Специальные региональные законы, регулирующие деятельность российских инвесторов, приняты лишь в двенадцати регионах, а для иностранных инвесторов – и вовсе в пяти.
При этом чуть ли не каждый год мы слышим об "инвестиционном буме" – то в Китае, то в Мексике, то во Вьетнаме, то в Индии. Многим известны национальные рейтинги инвестиционного климата и рисков, периодически публикуемые ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist), а также наиболее именитыми экспертными агентствами (Moody`s, Standart & Poor, IBCA). Результаты таких усредненных рейтингов показывают, что в "очереди за инвестициями" Россия занимает весьма незавидное место в начале второй сотни стран.
Но Россия – страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными или хотя бы сносными условиями инвестирования. Поэтому, при составлении рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, подробно рассмотрим все социально-экономические процессы, протекающие в самих регионах.
1.3. Направления экономического развития регионов России
В настоящее время все более очевидным становится дисбаланс экономического и социального развития различных регионов России. Это определяется многими причинами, однако, следует заметить, что религиозные или иные причины подобного рода не служат основополагающим фактором в этом вопросе.
Часть регионов (в основном это национальные республики Северного Кавказа и юга Сибири) находятся еще на аграрной стадии развития. Это касается не только и не столько показателей промышленного производства и его доли в производимом валовом внутреннем продукте. В этих регионах промышленное развитие не преобразовало уклад жизни основной массы коренного населения, его привычки и психологию, в них сохранились традиционные формы приспособления населения к социально-экономической ситуации. И с данной точки зрения рассматривать такие регионы наравне с другими было бы не совсем корректно.
Часть субъектов Федерации, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург уже вплотную подошли к постиндустриальной стадии развития. Здесь существуют уже совсем другие, нежели для остальной страны, способы адаптации к социально-экономической ситуации. Жизнь в этих регионах предоставляет людям гораздо более обширные и разнообразные возможности. И если смотреть на проблемы страны, взяв за точку отсчета Москву или Санкт-Петербург, то неизбежна они будут выглядеть в искаженном виде.
Данное обстоятельство представляет собой одну из наиболее серьезных проблем при выработке и реализации федеральными органами власти региональной политики. Люди, принимающие решения, живут, как правило, в Москве, и им трудно, порой просто невозможно избавиться от тех иллюзий и искажений, которые накладывает жизнь в регионе, существенно отличном от других регионов страны. В результате углубляется пропасть непонимания и взаимного неприятия между Москвой и регионами, что отчетливо проявляется в ходе разного рода выборов.
Как бы то ни было, но Россия в целом является и останется еще в обозримом будущем промышленной страной, а потому именно развитие промышленности определяет образ жизни и перспективы большей части населения. Типичный российский регион – это промышленный регион, а потому при выработке региональной инвестиционной и кредитной политики необходимо во главу угла ставить именно вопросы промышленного развития конкретного региона.
Промышленный спад, наблюдающийся в Российской Федерации с 1991 г., идет неравномерно как по регионам, так и по времени (см. табл. 2.1. Приложение). Сегодня уже можно выделить несколько характерных траекторий динамики промышленности для различных типов регионов.

Продолжение работы в архиве

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.129 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: