Инфоняня - Сайт для родителей и детей

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Возникновение и развитие экономической теории

Возникновение и развитие экономической теории 8 года 1 мес. тому назад #1366

  • Админчик
  • Админчик аватар
  • Offline
  • Администратор
  • Сообщений: 1283
  • Репутация: 0
ВВЕДЕНИЕ

История человечества - это история экономики. Поэтому, изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда.
Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого общества. Поэтому, чтобы понять экономическую науку нужно знать не только законы и принципы экономики в период своего времени, но и откуда, из какого времени и при каких обстоятельствах зарождались основные вехи всех закономерностей это науки.
Актуальностью темы контрольной работы является то, что философы и ученые-экономисты жили в разные периоды времени и в разных странах, что послужило последствиями отличий их взглядов и решений тех или иных проблем.
Использование принципа историзма в экономических исследованиях открывает широкие возможности для сравнительного анализа экономической мысли и хозяйственного развития различных стран и народов на разных ступенях их развития.
Целью контрольной работы является рассмотрение всех периодов становления и развития экономической теории как науки, в частности: зарождение в древнем обществе, средних веках; становление в учениях меркантилистов, физиократов, классиков политической экономии; и развитие ее в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 проследить зарождение экономических знаний в древнем обществе;
 рассмотреть возникновение экономики как науки в различных учениях;
 проанализировать развитие экономической теории.
Объектом исследования данной контрольной работы является экономическая теория как наука. Предметом исследования будет являться возникновение и развитие экономической теории.
В ходе работы были использованы такие методы как анализ, синтез, обобщение и сравнение.
Теоретической базой исследования выступила литература, касающаяся рассматриваемой темы, в том числе труды различных авторов по общей экономической теории и истории экономических учений.
Для того чтобы понять конкретно, в чем новизна каждой экономической мысли нужно проследить и сделать выводы, изучив взгляды всех ученых-экономистов, что и будет сделано в контрольной работе.

1 ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ ОБЩЕСТВЕ

На сегодняшний момент исследованы лишь те вопросы экономического мышления древности, которые были отражены в письменных источниках. Поэтому начало изложения истории экономической мысли совпадает с возникновением первых цивилизаций - Древней Азии, Древней Греции, Древнего Рима.
Одним из наиболее крупных древних восточных рабовладельческих государств было Вавилонское. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) охраняет экономическую основу рабовладельческого строя - частную собственность. Рабы приравниваются к имуществу рабовладельцев. Наряду с признанием права частной собственности кодекс законов осуществлял правовую защиту личности непосредственных производителей. Кодекс Хаммурапи представляет собой одну из первых попыток управления страной с помощью системы правовых норм.
Основные течения экономической мысли Древнего Китая (конфуцианство, легизм, даосизм) оформились в VI - III вв. до н.э. Основоположником конфуцианства являлся Кун-Цзы. В целях стабилизации общественного строя Китая он предложил программу морального совершенствования человека, которая включала в себя: уважение к старшим и вышестоящим, проявление сыновей почтительности, дружбу с братьями, регламентацию патриархальных отношений. Государство он рассматривал как большую семью, а правителя - как «отца народа». [3, С. 57].
Конфуций различал коллективную собственность и частное владение и отдавал предпочтение последней. Сословное деление общества, по его мнению, установлено Богом и природой. Но поскольку источником богатства является труд, постольку он призывал народ больше работать, но меньше потреблять.
У конфуцианских идеологов были оппоненты - легисты, выступающие за управление страной посредством законов, а не ритуалов. Они являлись инициаторами реформ, направленных на подрыв патриархально-общинных отношений.
Важнейшим памятником Древней Индии является «Артхашастра», составление которой приписывается Каутилье. Он рассматривает рабство как удел низшего сословия; стоимость вещей определяет количеством дней работы, а вознаграждение результатами труда; прибыль включает в цену товара.
Зачатки экономической мысли Древней Греции обнаруживаются в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых нашла отражение концепция натурального хозяйства.
В период расцвета рабства экономическая политика ориентировалась на развитие торговли. В условиях кризиса рабства она становится более реакционной, так как ориентируется на защиту натурального хозяйства и аристократических форм устройства государства. Ксенофонт, Платон и Аристотель становятся ее выразителями.
Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.) многие считают первым экономистом, ибо именно ему принадлежит термин «экономика». В трактате «Домострой» он восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятия ремеслами и торговлей; рабов считал говорящими орудиями, осознавал их низкую производительность и рекомендовал шире использовать материальные стимулы. Заслугой Ксенофонта является то, что он рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей. В этой связи он вошел в историю экономической мысли как ученый, который одним из первых понял преимущества разделения труда, его связь с размерами рынка.
Платон (427-347 гг. до н.э.) первым дал классификацию благ, проанализировал причины порчи монет и ее экономические последствия, разделил торговлю на оптовую и розничную, обосновал необходимость государственного контроля над ценами. Платон ставил перед собой задачу упрочить положение аристократии и защитить ее интересы. С этой целью он написал книгу «Политика или государство», в которой нарисовал новое идеальное государство, наделяя его утопическими чертами. Все население делится на три сословия. Первые два - философы, управляющие государством, и воины, образующие государственный аппарат управления. Собственность разрешается иметь только «черни», третьему сословию, состоящему из землевладельцев, ремесленников и купцов. Рабы не относились ни к одному из сословий. Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, менее почетным занятием - ремесло, непочетным - торговлю. [4, C. 85].
Первая попытка теоретически осмыслить и более или менее системно изложить экономические проблемы была осуществлена Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Аристотель ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и меновой стоимости, а также потребностей.
Аристотель объяснял деление общества на рабовладельцев и рабов природными различиями людей. Он полагал, что товары становятся соизмеримыми между собой благодаря деньгам.
Экономические идеи арабов в период раннего Средневековья выражал Коран, который был создан мекканским купцом Мухаммедом, который утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, большое внимание уделял торговле, требовал строгого соблюдения мер и весов при торговых операциях, но выступал против ростовщичества.
В период раннего Средневековья (XII-XIV вв.) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Идеологами церковных и светских феодалов выступали канонисты, крупным представителем которых был Фома Аквинский (1225-1274 г.г.), защищавший сословные интересы. Основанием для обмена товаров Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Но феодалы могли продавать вещи дороже их естественной цены, что, на его взгляд является справедливым потому, что представители привилегированных сословий больше значат для общества, чем крестьяне и ремесленники.
Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.) выражал Ермолай Еразм (10-е гг. XVI в. - ок. сер. XVI в.). В основе его экономических воззрений лежит тезис о труде крестьян как источнике богатства. Он отводил крестьянскому сословию первое место в государстве и считал необходимым улучшить его материальное положение. С этой целью он предлагал ограничить повинности только натуральной рентой в размере 1/5 урожая.
В позднее Средневековье в различных странах возникает утопический социализм, ярким представителем которого был англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.). В своей книге «Утопия» (1516 г.) он отразил разорение огромной массы населения Англии в связи с первоначальным накоплением капитала. Вымышленную страну Утопию он характеризовал наличием общественной собственности, всеобщим трудом, регулированием производства, ограничением рабочего дня шестью часами, ликвидацией денег, уравнительным распределением и отсутствием захватнических войн.
Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в книге «Город солнца» критикует, праздную жизнь немногих, причину неравенства видит в частной собственности. Общественная собственность и свободный творческий труд, по его мнению, являются основой этого города. [1, C. 77].
Основываясь на всём вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что по мере становления экономической науки вырабатывались определения ее предмета, формировался понятийный аппарат.

Продолжение работы в архиве!

Это вложение скрыто для гостей. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Это сообщение имеет вложенный файл..
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть его.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
Модераторы: Админчик
Время создания страницы: 0.093 секунд

Понравилось? Поделись с друзьями: